Tour de Film

Международное фестивальное агентство

Футбольный клуб Нефта

MANHATTAN SHORT 2019

ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ ФИЛЬМА
"ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ НЕФТА"

Ив ПИАТ, Франция


Как появилась идея фильма?

К этой идее меня подтолкнуло много причин, в том числе мой собственный детский опыт. Когда мне было 14 лет, мы с другом постоянно лазали с фонариками по разным запретным и жутко интересным местам. Однажды мы нашли самый настоящий склад наркотиков - там была согнутая обгорелая ложка, газовая плитка и тысячи маленьких пакетиков с белым порошком. Мы решили забрать всю эту «добычу», погрузили на мотоцикл и утопили в реке, хотя вряд ли понимали, что мы делаем. Ведь наше решение могло кому-то стоить жизни. Эти история произошла 30 лет назад, но я её никогда не забуду.

Как вы выбирали место съёмки?
Я с самого начала решил, что действие фильма будет происходить на границе Марокко и Алжира. Меня поразила красота пейзажей, и мне хотелось, чтобы пустыня играла одну из главных ролей в фильме. Приграничные районы часто бывают опасны, это «ничейная земля», где ты можешь не заметить, как окажешься в другой стране. Осёл в наушниках - это реальная история, только контрабандисты обычно записывают свист, а не музыку, как в нашем фильме. Мне показалась забавной идея с «неправильной» музыкой. Что касается футбольного поля, то такую картину я наблюдал повсюду на юге Марокко. В итоге все эти маленькие истории и путевые заметки сложились в идею «Футбольного клуба Нефта».


Пейзаж играет важную роль в Вашем фильме.
Сначала я хотел снимать в марокканской пустыне у города Загора, рядом с алжирской границей. Это как раз то место, где родилась идея сценария. Мне хорошо знаком этот район, я прошёл с проводником за шесть дней через пустыню у Загоры, и потом несколько раз приезжал, чтобы изучить место для съёмок. Я был очарован красотой этих мест и понимал, какую роль будет играть пустыня в моём фильме. Но после того как я завершил поиски натуры и связался с местными властями, буквально за месяц до съёмок, я ещё раз всё обдумал вместе с продюсерами студии Les Valseurs и решил снимать в Тунисе, в первую очередь по экономическим причинам. Мы выбрали район Нефты потому что во-первых, он тоже находится рядом с алжирской границей, как в моём сценарии, а во-вторых, места, которые мы хотели снимать, были всего в часе езды от Загоры. И к тому же там снимался первый фильм «Звёздных войн»! Эти прекрасные пейзажи вдохновили нас на использование формата «Синемаскоп», как в классических вестернах.

В мире кино принято считать, что самое сложное - это снимать детей и животных. Вам пришлось работать с двумя мальчишками и ослом. Расскажите, как вам это удалось и с какими проблемами пришлось столкнуться?
Мне, видимо, было мало проблем с детьми и животными, раз я решился снимать фильм в пустыне, где говорят на арабском, который не является моим родным языком. Если серьёзно, детей снимать конечно нелегко. Дали, который играет младшего брата, отнёсся к съёмкам с большим энтузиазмом, но снимать его надо было очень быстро, потому что он быстро отвлекался. Думаю, это заметно в фильме. Однажды он просто исчез с площадки. Все бросились его искать, а он через пять минут вернулся на велосипеде, который, наверное, увёл в ближайшей деревне. Элтаеф, сыгравший старшего брата - прирождённый комик, я был поражён тем, как он работает на съёмочной площадке. Для этого фильма я отсмотрел более сотни детей, пока не нашёл этих двоих. Я считаю, что 80% работы с актёрами - это кастинг.


Какие фильмы были для вас источником вдохновения?
В первую очередь приходит в голову «Вавилон» Алехандро Гонсалес Иньярриту или «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо. Ещё я бы назвал «Али Зауа, принц улицы», марокканский фильм 2000 года, который снял Набил Аюш вместе с моей подругой Натали Сожеон. Вот такие фильмы питают моё подсознание.

Где найти футболки и толстовки ФК Нефта?
Вы их не найдёте, потому что футбольного клуба «Нефта» не существует. Пока не существует! Впрочем, если фильм номинируют на «Оскара» (кто знает!) это будет хорошим началом рекламной кампании.