Tour de Film

Международное фестивальное агентство

100 лет Голливуду: Немое кино + Живая музыка. Фильм Дэвида У. Гриффита «Нетерпимость»

Киноцентр «Родина» и компания Tour de film
при поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге
представляют фестиваль «100 лет Голливуду: Немое кино + Живая музыка».
Фильм «Нетерпимость» главного новатора мирового кино начала века Дэвида У. Гриффита.
В роли тапера — Андрей Суротдинов (группа «Аквариум»)

28 августа, 20:30, киноцентр «Родина»

 

28 августа в 20.30 в петербургском киноцентре «Родина» в рамках фестиваля «100 лет Голливуду: Немое кино + Живая музыка» пройдет показ одной из самых выдающихся и новаторских картин в истории кино «НЕТЕРПИМОСТЬ» («Intolerance», 1916 г.), созданной режиссером Дэвидом Уорком Гриффитом. Тапер – Андрей Суротдинов, участник группы «Аквариум», композитор театра и кино, мультиинструменталист. Показ фильма «Нетерпимость» мы приурочиваем ко Дню российского кино - ведь влияние Дэвида Гриффита на русский кинематограф очевидно. Главные новаторы советского кино Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Леонид Трауберг и Дзига Вертов в своих кинематографических исследованиях использовали открытия Гриффита.

 

 

 

Дэвид У. Гриффит (David Wark Griffith) – один из самых выдающихся режиссеров в истории. Он сумел заглянуть в будущее кино и превратить создание фильмов в искусство. Он начал свою карьеру в 1908 году на студии «Biograph» в качестве сценариста и постановщика. Он одним из первых понял - кино может быть искусством, а не только ярмарочной забавой. Именно Гриффит начал последовательно создавать «язык» кино, его «словарь». Из фильма в фильм он исследовал возможности монтажа, планов, камеры, наполняя свои работы интеллектуальной составляющей и заставляя зрителей задуматься над увиденным. Одним из первых режиссер оценил сильнейшее эмоциональное воздействие, производимое крупными планами, параллельным монтажом, съемкой с движения. Благодаря его фантазии и изобретательности, фильмы Гриффита отличались драматическим напряжением, сложностью романного повествования и живописной изысканностью. Гриффит раздвинул границы кинематографа, существенно пополнив арсенал выразительных средств.

 

Дэвид Уорк Гриффит

 

«В кругах кинематографистов всего мира Д.У. Гриффита называют «Отцом кинематографа», или, как сказал Чарли Чаплин, «нашим общим учителем» в силу двух его главных достижений, к одному из которых он стремился всю жизнь, а к другому не стремился никогда. Подлинный пионер кинематографа Д.У. Гриффит хотел превратить кино в одну из величайших и наиболее доступных форм искусства и достиг этого через создание «языка кино» - того, на котором мы разговариваем и по сей день. В качестве побочного продукта этого однонаправленного поиска Грифит создал Голливуд вместе с его системой звезд и блокбастеров, превратив маленький калифорнийский городишко в американский вариант Вавилона. Если вы хотите сами увидеть все достижения и всю славу Д.У. Гриффита в том, что стало его лучшим произведением благодаря как целенаправленным усилиям, так и по воле случая, приходите в киноцентр «Родина» 28 августа, чтобы посмотреть созданный им шедевр «Нетерпимость».

Эрик Джонсон, консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге.

В 1915 году Дэвид Гриффит снял фильм «Рождение нации», который вошел в историю как первый американский блокбастер. Успех был невероятным! Все средства, полученные от проката картины, режиссер вложил в создание главного фильма своей жизни и одной из самых новаторских картин, оказавшей огромное влияние на развитие мирового кинематографа, – «НЕТЕРПИМОСТЬ» (1916 г.).

Этой работой Гриффит перевернул представление о времени и пространстве. Картина нарушала логику повествования, одновременно рассказывая четыре разные истории, происходившие в четырех разных эпохах – в Вавилоне времен царя Валтасара, в Иерусалиме Иисуса Христа, во Франции в канун Варфоломеевской ночи и в начале XX века. Эпизоды связывал символический образ женщины (Лилиан Гиш), качающей колыбель. В многофигурном эпическом полотне режиссер экспериментирует с монтажом, планами, камерой, декорациями. Блестяще поставленные массовые сцены, пышные величественные постройки – фильм просто ошеломляет изобретательностью и смелостью.

 

Кадр из фильма «Нетерпимость»

 

Фильм стал самой дорогой постановкой того времени, обошедшейся своему создателю в 2 миллиона долларов! Но грандиозный эксперимент зрители оценить не сумели – в прокате картина прошла очень скромно. Даже критики и теоретики кино отнеслись к нему сдержанно. В СССР «Нетерпимость» вышла на экраны 89 лет назад и, по воспоминаниям режиссера Сергея Юткевича, «шла бурно, сопровождаемая топотом ног, свистом и негодующими криками зрителей в адрес «сапожника»-механика, по их мнению, перепутавшего порядок частей». Для большинства зрителей фильм оказался слишком сложным, но двух зрителей он просто ошеломил. После просмотра «Нетерпимости» Сергей Эйзенштейн и Сергей Юткевич решили уйти из театра и стать кинорежиссерами. Так что без Дэвида Гриффита не было бы великого «Броненосца Потемкина»!

Сегодня творение Гриффита изучают во всех киношколах мира по кадрам как пример виртуозного владения приемами и средствами кино. Идеалист и романтик, он сумел изменить отношение к кинематографу, сделав его искусством и открыв его безграничные возможности.

АНДРЕЙ СУРОТДИНОВ – музыкант-мультиинструменталист (скрипка, альт, клавесин, фортепиано); с 1995 г. – скрипач рок-группы «Аквариум»; автор музыки к фильмам «Человек в футляре, человек в пальто и человек во фраке», «Бездна». Андрей Суротдинов уже дважды демонстрировал свое филигранное мастерство в проекте «Немое кино + Живая музыка»: на показе фильма «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине и комедий с Гарольдом Ллойдом.

 

Андрей Суротдинов

Комментарии (1)

Авторизация Войти через loginza

(обязательно)

  1. Аноним

    09.04.17

    Я уже посмотрел этот фильм на нормальном сайте, просто супер, не зря его так долго ждал!

    Кто ещё не видел, смотрим здесь, ребята - HD17.RU